Официальный сайт группы Конец Фильма Официальный сайт группы Конец Фильма

КОНЕЦ ФИЛЬМА: кастрированная Элис, Пушкин и Октябрьская Революция / РОЛ, 7 апреля 2003 г.


КОНЕЦ ФИЛЬМА: кастрированная Элис, Пушкин и Октябрьская Революция


автор: Ольга Кулешова ,
Кино и Музыка на www.rol.ru














Только не спрашивайте у них "Кто такая Элис?", они, конечно, ответят, и весьма подробно, но, право слово, есть у группы КОНЕЦ ФИЛЬМА и другие песни. Есть уже даже целый другой альбом с противоречивым названием "Камни падают вверх". На своем сайте музыканты разместили забавный мульт, который не может не вызывать ассоциаций с приключениями Масяни в шоу-бизнесе ("...ну и что ты хочешь делать в шоу-бизнесе с такой *опой?"), посвященный как раз взаимоотношениям группы "Конец Фильма" с реальностями шоу-биза, а особенно - с понятием "формат". Впрочем, в своей ненависти к "формату" музыканты не одиноки - например, о том же говорил Евгений Хавтан. С вокалистом группы Конец Фильма Евгением Феклистовым мы встретились как раз накануне выхода нового альбома в одной из московских кофеен. Чтобы я его узнала, Женя по договоренности демонстративно читал журнал Upgrade. Я бы и так, наверное, сориентировалась по фотографиям, но с журналом было как-то надежнее.

РОЛ: На вашем сайте уже выложены превьюшки песен нового альбома, можете о нем поподробнее рассказать?

Евгений Феклистов: Мне интересно, понравился ли он вам?

РОЛ: Мне понравился. Больше, чем первый альбом. На своем сайте вы объяснили, что для того чтобы выпустить альбом, вам потребовалось обязательно туда включить песню "Паровоз". Но ведь остальные песни тоже нельзя назвать немелодичными, сложными для восприятия, заумно-авангардными и т.п.

Е.Ф.: (смеется) Люди, которые дают деньги на запись, имеют свою точку зрения на вопросы творчества, на то, что является интересным для слушателя, что не интересным... Изначально песня "Постой, паровоз!" не планировалась нами на запись. Это такая старая шутка, с 1992 года, еще более старая, чем "Элис". Я иногда исполнял ее на концертах, правда в более утрированном варианте. Т.е. на одной гитаре исполняли вдвоем - я играл эту песню на аккордах, а другой человек играл соло в нижней позиции. Было очень смешно. Вспомнил я об этой песне в связи с последним "Нашествием", в котором мы, кстати, по разным причинам участия не принимали. В основном из-за участия в проходившем одновременно фестивале "Продвижение".... Но когда еще рассматривался вопрос нашего выступления, поступило предложение от одного из устроителей сделать какой-нибудь совместный проект. Пошла мода на совместные проекты - Би-2 с Чичериной, Галанин...

РОЛ: С очень многими...

Е.Ф.: Да. Нам предложили поговорить на эту тему с "Ногу Свело!". Я позвонил Покровскому, мы пообщались. Решили, что если делать совместный проект, то он должен быть несерьезным. Тогда-то я и вспомнил о песне «Постой, паровоз!». Хотя тогда из этой затеи ничего не получилось, но демо-запись осталась. Когда мы передали это демо среди прочих выпускающему лейблу, эта песня неожиданно стала хедлайнером. Сначала нам сказали: "У вас на демо нет ни одного хита. У вас что-нибудь еще есть?". И вот я дал кассету с оставшимися песнями, и они говорят: "Что же вы нам все остальное принесли, а главный хит - забыли?". Получилось такое продолжение традиций "Элис". Я не могу сказать, что она плохая или очень плохая (смеется) Она – хорошая и ,наверное, найдет своего слушателя. Но какого-то нашего слушателя, которого мы ищем, она, наверное, отодвинула от нас еще куда-то за тридевять земель. Массовый слушатель, который к нам пришел после песни "Элис", на самом деле не является в полном смысле тем слушателем, к которому мы непосредственно обращаем свое творчество.

РОЛ: Ага, они приходят к вам на концерт и сразу требуют "Элис"?

Е.Ф.: "Элис" требуют в начале концерта, в середине и в конце. Ее требуют всегда. Практически весь концерт после каждой песни найдется хоть пара человек, которые будут скандировать: "Э-лис"!

РОЛ: А вам удавалось когда-нибудь заканчивать концерт без нее?

Е.Ф.: По-моему, пару раз нам удалось это сделать (смеется). Но нельзя сказать, что это большая победа. Сложно ее не петь, когда приезжаешь в город, а на афише аршинными буквами написано ЭЛИС и маленькими - Конец Фильма. Но с другой стороны, не было бы этой песни - не было бы концертов вообще и не было бы очень многих важных для нас встреч с очень интересными людьми... К этому надо относиться проще и легче, мне кажется.

РОЛ: И все же первой вашей известной песней стали "Желтые глаза".

Е.Ф.: Правильно. И тем не менее, мы когда мы сидим в чате, нас часто спрашивают:«Почему мы первой запустили "Элис", когда у вас есть замечательные "Желтые глаза"? Сначала мы запускали "Желтые глаза", потом "Ночь Одиночество", потом "Я дам тебе все". "Элис" была только четвертой, но для большинства слушателей первые три проскочили. В этой ситуации нам кажется логичным - разделить альбом такой чертой и назвать это "Бонус-треки" для тех, кто купит альбом только из-за бонусов. У нас вообще в планах третий альбом назвать "Бонус-треки" и сразу поместить на нем все песни, которые от нас потом будут требовать.

РОЛ: Те дивные кавера, которые исполняются в мультике?

Е.Ф.: (смеется) Мы просто хотели показать этим флеш-мультиком с нашего сайта, что было бы, если бы мы пошли по этому пути. Нас упрекают, что мы уже по нему пошли, но тогда не было бы второго альбома даже в том виде, в котором он существует. А это не много, не мало – десять, объединенных определенной концепцией на наш взгляд очень даже стоящих песен. В них мы попытались высказать важные на наш взгляд вещи, мы не ставили во главу угла задачу понравиться всей на свете публике.

Если честно, даже с песней "Элис" мы такой задачи не ставили. Мы рассчитывали, конечно же, что людям понравится эта шутка. Но, скажем, другую нашу шутку - песню "Джо" об однополой любви люди в полной мере так и не оценили.

Я эти две песни носил в свое время одновременно на радио, но в 1999 году обе они оказались одинаково никому не нужны. «Элис» стала народным хитом только два года спустя, после того как «акула шоу-бизнеса», которой мы попались в зубы, принес ее программному директору одной рейтинговой радиостанции. И гадкий утенок вдруг превратился в лебедя, притом, что утенок остался таким же гадким, как и был. У него ничего не выросло, фонограмма лучше звучать не стала. Она была записана очень дешево, и то, что там расстроенные инструменты, это слышно, но это концепция звука такая была (смеется).

Наш новый альбом называется «Камни падают вверх». Была такая песня у Окуджавы "Молитва Франсуа Вийона" со строчками "Умному дай голову" и т.д. Насколько я помню Франсуа Вийона, в этой песне используется его излюбленный творческий прием. Ироничный взгляд на абсурдность жизненного устройства, где все понятия перевернуты. Как понимать фразу "Умному дай голову"? У него же уже есть голова. Значит, у того человека, кого принято считать умным, у него как раз головы и нет, за этой невинной фразой скрывается довольно мрачный сарказм. "Камни падают вверх" - это то же самое что имели в виду Вийон и Окуджава, давайте перевернем мир с ног на голову, и пусть камни падают вверх. С нашей точки зрения хорошо было бы перевернуть ситуацию таким образом, чтобы бонус-треки не оказывались центральными в творчестве группы.

РОЛ: Тем не менее, кавер песни группы "Пикник" вы в бонус-треки не вынесли...

Е.Ф.: Мы не стали этого делать, потому что нам кажется, что эта песня вписывается в концепцию альбома. Выбирая песню группы «Пикник» для трибьюта, я неожиданно наткнулся на строчки

«То ли "Дом Восходящего Солнца" пуст,

То ли полночь еще не вошла во вкус,

Но не зная того камни падают вверх

И тебя уже бьет то ли дрожь, то ли смех.»

Неожиданное совпадение метафоры про камни, про дом восходящего солнца показалось не случайными. К тому же мы творчески подошли к ее интерпретации, т.е. мы не пытались сделать похоже на группу "Пикник". Я слышал что Эдмунду Шклярскому понравилась наша версия.

Мы вообще очень уважительно относимся к творчеству группы "Пикник" и то, что сейчас возвращается интерес к этой группе, это закономерно и правильно. Неправильно только, что с 82 года, на мой взгляд, прошло очень много лет, и это прискорбно, что у нас все происходит очень медленно в сознании людей.

РОЛ: Но ведь "Пикник" знали, у них был свой определенный круг поклонников, не слишком широкий, правда.

Е.Ф.: Конечно, это хорошо, когда массовая популярность сопровождает артиста, но это не главное в творчестве. Я считаю, что такая позиция была характерна для творчества питерской рок-эстетики, к приемникам которой я себя отношу. Когда я начинаю говорить о своих любимых коллективах - Текиладжаззз, Аукцыон, группа Ноль, мне кажется, что есть какая-то общая эстетика, некоторой ироничной демонстративной отстраненности. Впрочем, дело не в географическом местоположении, московская группа Вежливый Отказ, например, тоже относится к этому разряду групп.

РОЛ: Ее уже нет...

Е.Ф.: (смеется) Она есть, потому что рукописи не горят, а записи остаются... она есть в сознании, она повлияла уже, она сделала свое дело. Все выстрелы в свое время были произведены из всех ружей, которые висели (или не висели) на стенах. И все, что сказано, оно будет кем-то услышано обязательно. Это вопрос всего-лишь времени. Возможно, все, что я сейчас говорю, излишне серьезно и пафосно - альбом на самом деле не такой серьезный и пафосный. Опять же, "Бонус-треки"... Кстати, там есть замечательная версия песни "Зима" в исполнении Нарцисса Пьера. Этот необычный человек, с которым мы встретились года два назад, сейчас участвует по-моему в программе "Стань звездой". Я не в восторге от программы и с большим удивлением увидел его недавно по телевизору. Слава богу мы для себя открыли его раньше, увидев первоапрельский выпуск передачи "12 злобных зрителей". В бонусы еще попала песня "Женщина, с которой я переспал" - она пользовалась популярностью, когда мы исполняли ее в Питере на концертах в 1999 примерно так же как и "Элис" и, наверное, привлечет ту же публику.

РОЛ: Но вам же не нужна эта публика?

Е.Ф.: Как сказать...(смеется) Я не говорил, что нам не нужна публика, та ли, другая ли. Нам нужно, чтобы нас восприняли более адекватно. Идеально было бы, чтобы массовая аудитория восприняла более серьезную, как нам кажется, часть нашего творчества. Для нас это одна из важнейших задач сегодняшнего дня. Есть ведь группы, которые уже эту болезнь пережили. Например, Найка Борзова основная часть публики знает уже не только как того, кто поет "Три слова". Может быть, меньшему количеству публики больше нравится "Последняя песня", чем "Лошадка", но, тем не менее, он преодолел этот критический барьер, и для массовой аудитории перестал быть автором одной шутки. Второй наш альбом - это наша попытка все-таки переломить ситуацию. Хотя данная ситуация отнюдь не способствует популяризации основного нашего творчества, но мы не можем заставить FM-радиостанции не крутить песню "Постой, паровоз!", а крутить, скажем, песню "Весна". Мы "Весну" пытаемся уже с зимы запустить.

РОЛ: И никто не берет?

Е.Ф.: Нет, они берут, но запустят, я думаю, летом (смеется).

РОЛ: Нику Кейву для того, чтобы массы побежали покупать не самый лучший его альбом, потребовалось спеть с Кайли Миноуг...

Е.Ф.: У нас есть дуэт с Нарциссом. А вдруг Нарцисс выиграет этот телевизионный конкурс - тогда песня "Зима" прозвучит по-новому. Это было бы очень забавно. А что касается Кейва.... может быть, мы все заблуждаемся, и самое лучшее, что он спел - это песня с Кайли Миноуг? А все остальное неправильно, эстетство и позерство? И надо скзаать себе: "Давайте, ребята откажемся от своих псевдоидей и будем зарабатывать деньги грубо и цинично". Все равно уже определенная часть людей ненавидит нас за песню "Элис", которая им жутко надоела, потому что звучала из каждого холодильника. Хотя на ней мы ничего не заработали, разве что теперь мы можем себе позволить записываться в профессиональной студии. Кстати, многие люди не видят разницы между Энди Уорхолом и той продукцией, которая продается в ларьке у метро, и я ничего не могу с этим поделать. Я предлагаю ввести уголовную ответственность для радиостанций за прокрутку песни "Элис" (смеется). На самом деле, если кто-то хочет в нас видеть идиотов, я не буду препятствовать этому человеку в желании сорвать злость на нас и удовлетворить какие-то внутренние комплексы. Мне совершенно не мешает существование групп, которые зарабатывают деньги натрехаккордных песнях. Если я слышу песню "Остаюсь я один, даже сердце не бьется, и обида в душе навсегда остается", я чувствую, что это гениальная фраза. Если бы я такое придумал, я бы тоже записал эту песню, но я бы попытался показать свое несерьезное к ней отношение. Но кто-нибудь всерьез воспринял бы, и песня бы стала популярной. Мы не являемся эстетами и считаем, что эстетство и снобизм - это обратная сторона жлобства. И определенная часть московской зажравшейся богемы не восприняла нас такими, какие мы есть, типа "ыще одни люди из программы КВН или Аншлаг-Аншлаг", и я не буду тратить свои нервы, споря на эту тему. Я знаю, что сами авторы оригинала "Элис" отнеслись к этой шутке достаточно доброжелательно.

Кстати, с песней "Постой, паровоз!" тоже происходили странные вещи - нас обвиняли в Плагиате, говорили, что мы украли у Animals музыку...

РОЛ: Которая вовсе даже и не Animals.

Е.Ф.: Да, эта музыка настолько не их, что я слышал ее уже даже в интерпретации группы Muse, и мне очень понравилось. Я считаю, что не важно, кто эту песню поет, если тебе это нравится. А народные песни пелись и будут перепеваться, и на сегодняшний день мы не являемся последними авторами версии House Of The Rising Sun, Muse сделали это уже после нас. То жеотносится к песне "Постой, паровоз!"...

РОЛ: Которую поют "Вопли Видоплясова"...

Е.Ф.: В том числе. Если людям больше нечего сказать, кроме как о том, что и у кого мы украли - то это уже тема зависти, которой мы слегка коснулись в песне "Не Завидуй". Она как раз о том шоу-бизнесе, в котором мы все оказываемся, она грустная. С нашей точки зрения, она программная, в ней сосредоточена концепция этого альбома.

Мы записывали его в тяжелых моральных условиях, у нас тяжело болел бывший гитарист, стоявший у истоков проекта - Владимир Джумков. Отчасти альбом носит такой грустный отпечаток, потому что мы все за него переживали. Он приехал в Москву на операцию и приходил на сведение песен. И то, что человек в такой ситуации, пытается работать, для меня очень высокий показатель личных человеческих качеств. И я хочу просто уверить слушателей, что человек, чувствуя дыхание смерти, не будет заниматься какой-то халтурой. Он перенес очень тяжелую операцию и звонил нам в студию, без сил роняя мобиль буквально через 20 секунд, переживал за то, как будут звучать гитары или клавиши в том или ином фрагменте.

"Не Завидуй" - песня о том, что все мы занимаем уже заранее заготовленное место, и сильно расстраиваться по этому поводу не стоит, а стоит улыбнуться и не пытаться завидовать, потому что когда человек достигает какого-то творческого предела, "вершины могилы", в этом ничего хорошего нет. Ничего нет хорошего в том, что кто-то становится суперзвездой в 20 лет, это то же самое, что умереть в этом возрасте. Не случайно многие суперзвезды уходят в мир иной в пик карьеры. Видимо другая смерть, не физическая, происходит гораздо раньше, но о ней никто не скорбит. Хотя песня на самом деле не такая пессимистичная, т.е. даже если слова довольно серьезные, то музыкой мы старилсь подчеркнуть какой-то оптимизм, который в нас все таки присутствует. Я нисколько не удивлюсь, если альбом провалится, но у нас задача уже писать следующий, и на сегодняшний день нас гораздо больше интересуют те песни, которые мы запишем. Они будут, наверное, более легкие и более озорные. И мы, наверное, все-таки вернемся к такой эклектичной свободе, которая была на первом альбоме, и постараемся использовать побольше нетрадиционных инструментов. Как в последней песне этого альбома, где идет соло на тубе.

Я считаю все-таки, что если человек делает что-то для себя, то больше шансîв, что это понравится еще кому-то, нежели он изначально поставит перед собой задачу понравиться аудитории. Удивительно, что люди говорят: "Пора со сцены убрать эти блатные группы, чтобы не все определялось деньгами". Я с этим полностью согласен, но тут в этом контексте возникаем мы! Мы боремся за то же самое, и нас - по тому же самому месту. Ну замечательно (смеется). Так получилось, что мы оказались из князей в грязи. Есть такой взгляд, что мы кого-то обманули. Все люди работают - работают, идут вдоль реки, а мы взяли и по реке попилили - и вдруг нас куда-то вынесло, на какой-то Максидром. А другие люди тоже туда хотят! Но я прекрасно помню, как за год до всех этих событий слушал радио и думал: "Как люди туда попадают?". А через год сам там оказался. Хотя для меня до сих пор загадка - как люди попадают на радио? Но я никогда не ставил себе задачи выступать перед 10 тыс. зрителей. Я прекрасно отдавал себе отчет - ходят на мои концерты 20 человек, ну будут ходить 150 через 5 лет - и хорошо. Буду работать программистом. А получилось все по-другому. Даже обидно - я вот все надеялся на славу Ван Гога. Посмертную (смеется). Или Башлачева. С Митьками закорешился. Кстати, у меня есть песни по 13-14 минут в той стилистике, которая умерла, наверное, вместе с Башлачевым. Вместо нее появился жанр "формат".

РОЛ: Который все неустанно ругают.

Е.Ф.: Я думаю, что больше всего ругаются программные директора, но они ничего не могут сделать. Можно сколько угодно обижаться на программного директора какой-то радиостанции, но я отдаю себе отчет, что был бы я программным директором, я бы, может быть, еще и хуже был. Это же не трудно сделать кому-то одолжение, за то, что кто-то сделает одолжение тебе. С этого и начинается предвзятость, вкусовщина, желание «порулить». Я вообще считаю, что люди, которые говорят, что они все из себя честные, рвут на груди рубаху, рубят правду-матку - откровенно врут. Мне иногда даже странно, что кто-то во все это верит. Должны же быть глаза и мозги.

РОЛ: Подростки, например, в такое верят.

Е.Ф.: Да, секс-наркотики-рок-н-ролл. Как круто бухать, как круто колоться, и тот, кто об этом поет - он настоящий пацан!

РОЛ: Живи быстро - умри молодым.

Е.Ф.: У меня сейчас есть песня, она будет, наверное, ответом на эту точку зрения. Там будут такие строчки:

"Ты говоришь, живи быстро - умри молодым!

Не говори - лучше умри".

Я так считаю. И все эти дискуссии - кто является истинно верующим в рок-н-ролл, а кто нет. Мне нравится Бетховен, и я так рад, что он не дожил до того времени, как появились слова "формат" и "рок".

РОЛ: "Лунную сонату" иногда ставят по радио.

Е.Ф.: Я слышал ее в соединении кажется с Чайковским в какой-то поп-песне. Интересно, многие ли это заметили? Я не большой фанат такого рода переложений, уж лучше бы под Бетховена читал что-нибудь Эминем. Это было бы интереснее. Кстати, у нас получилась странная вещь - из-за того что исполнитель по имени Децл попал в разряд поп-музыки, у нас целое музыкальное движение хип-хоп причислено теперь к поп-музыке. Я столкнулся с этим когда мы записывали песню "Зима" и пытались ее предложить на радиостанции. Нам сказали, что это хип-хоп, хотя это, мягко говоря, сильно сказано, и любой человек который занимается хип-хопом профессионально, это заметит.

РОЛ: Но есть же группы, делающие жесткий хип-хоп.

Е.Ф.: "Каста" например. Значит, что получается - если у нас текст достаточно жесткий, значит это будет рок-музыка, а если текст достаточно мягкий, то поп? Тогда можно и Пушкина притянуть к Октябрьской революции - он же написал "Октябрь уж наступил...". Дайте людям спокойно делать то, что они делают!

Как в программе "Земля - Воздух" спрашивали Бобунца, какую музыку он играет и почему у него наколок маловато и размер туловища не такой. Значит он поп-артист, потому что по комплекции ближе к Руки Вверх!. Но это же какой-то позор! Я все, конечно, понимаю, и очень уважительно отношусь к Чаче Иванову, но нельзя было без смеха слушать, когда шел разговор о том, что рок - это, когда есть определенный момент протеста. Не важно какого - подросткового,социального, сексуального. Отлично! Группа "Тату" - вот вам протест. И сексуальный, и подростковый. Вообще, деление на эти лагеря рок и поп-музыки, то же что и жонглирование терминами социализм-капитализм. Глядя на некоторых заматеревших рокеров, слабо верится в искренность призывов на баррикады.

РОЛ: Но подростки в это верят. И те, кто любят Алису идут бить лицо тем, кто любит Руки Вверх!

Е.Ф.: А драки вообще редко бывают по делу. Я ни разу не видел, чтобы драку спровоцировало, например, то, что оскорбили женщину. Все молчат, потупив взор. Зато драка "а он сказал, мне передали" - это нормально. Когда громят электрички, идеи тут ни при чем, и не важно, что они идут с концерта Кинчева или футбольного матча. А когда они ждут своего кумира и кричат: "Раз-два-три, все козлы!", а я такое слышал, в этом нет ничего хорошего. Я считаю, что человек, который стоит на сцене, не может контролировать стадион людей. Его власть над толпой иллюзорна, скорее он - пушинка в порывах ветра, которой кажется, что она умеет летать, чем ветер несущий бурю.

Так или иначе, рейтинги подавляющего большинства каналов зависят от людей поверхностных, может от этого и все проблемы. Вот я могу посоветовать юноше, который сегодня громит электричку, а завтра мечтает стоять на сцене, пусть поставит метроном, счетчик. Формат радиостанции 3.15, а лучше 2.50 - пожалуйста, пиши песни такой длины. В свое время из «Элис» выкинули куплет. Для «Постой, паровоз!» пришлось делать специальную более быструю радиоверсию, переписывать на 10 ударов в минуту быстрее. (На альбоме, кстати оригинальная, более медленная версия). Это я беру самые форматные песни. У нас под радиоформат изначально не попадает практически ничего.

РОЛ: Так это же просто - два аккорда, три куплета, два припева!

Е.Ф.: А вообще в жизни все очень просто, но одно ограничение здесь, другое - там, третье еще где-нибудь. Самое простое - записать песню и поносить по радиостанциям. Это очень большой опыт. Я этим заниматься не буду. Мои хождения ни к чему не привели, моя кассета каким-то образом из чьей-то мусорной корзины попала в чей-то магнитофон. Я считаю, что так справедливо.

РОЛ: Сами придут и сами дадут?

Е.Ф.: Это не совсем, может быть, честная позиция, потому что ко мне бы не пришли и не дали, все произошло случайно. Башакову что ли пришли и дали? Человек, который написал для Павла Кашина его лучшие песни, выпустил сейчас альбом "Формула весны", я не думаю, что много людей знают о его существовании. Многие вещи происходят не так, как мне хотелось бы. Мне бы очень хотелось, чтобы альбом "Птица" группы "Аукцыон" в свое время получил приз и стал бы альбомом года.

РОЛ: Думаю, что Федоров был бы этому сильно не рад. Он "Птицу" не любит.

Е.Ф.: Может быть, но я считаю, что это не важно. Для меня этот альбом является поворотным в творчестве этой группы. После него я стал слушать у них все остальное и серьезно к этому относиться. Две пластинки были уникальные "Чайник вина" и "Птица" - они абсолютно законченные и идеальные. И многие люди со мной согласятся. А вот тот факт, что люди узнали песню "Я сам себе и небо и луна" по фильму "Брат-2", мне кажется позорным.

Хочется также сказать, что когда я весной слышу песню "Кто согреет зимнее солнце" группы Текиладжазз, мне становится очень офигительно хорошо на душе. И не могу ничего с собой поделать, когда я слышу эти клавишные... мне это нравится. Возникает ощущение свободы и полета. И это ощущение полета, оно потеряно сейчас, когда музыканты и продюсеры озабочены попаданием в рейтинги и форматы. Когда не важно, хорошую ты запись сделал или плохую, важно как она продается. Просто все должно быть в жизни по любви. Вполне возможно, что наш альбом мог получиться лучше, честнее. Сейчас он звучит более тяжело, и вторая часть песни "Мои глаза полны песка" и песня "Зажигалка" звучат более агрессивно, но это просто обратная реакция на определенное давление, под которым мы оказываемся. Многие его не выдерживают. Например, была группа "Маша и Медведи", и очень жалко, что ничего сейчас не слышно о Маше Макаровой. Просто не все готовы заплатить ту плату, которую требует эта профессия. А женщинам приходится еще труднее. И об этом же не раз говорила Диана Арбенина, и я ее очень хорошо понимаю. В 1996 году мы пели в клубе "Перевал" - я пел один под гитару и "Ночные Снайперы" выступали акустическим дуэтом. Все это было уже тогда и многие песни были уже тогда, и я считаю, и записаны они должны были быть тогда. Но тогда 10 человек пришли посмотреть на меня, 15 - на них. Путь этот очень тернистый, и в этой ситуации 10 лет сидеть и писать песни, делая вид, что давления не существует, "смотреть на шарик" как Форрест Гамп, в то время как твои сверстники уже обзавелись фирмами-машинами-дачами, это не все выдерживают. Но я думаю, что мы на своем веку повидали уже столько какашек, что продастся наш альбом или нет, следующий будет по-любому. Мы не платим ни за эфиры по радио, ни по телевидению. Хотя я иногда думаю, может самая честная позиция - заработать денег и навязывать всем свое мнение с помощью печатной машины? Популярность - это слаженная работа СМИ. Иногда она совпадает с тем, что человек действительно заслуживает внимания, иногда - нет. Мы надеемся, что в нашем случае совпадет.